Алена Биккулова, актриса театра и кино, певица и композитор. Победитель конкурса «Молодые голоса 2003 года» (СПб), лауреат конкурса «Весна романса» (2006 г., СПб).
Лауреат Международного фестиваля современной православной духовной песни «Невские купола» (2008 г., СПб), победительница и участница многих других престижных музыкальных конкурсов и фестивалей. Известна зрителям по ролям в сериалах «Бандитский Петербург. Расплата», «Татьянин день», «Дыши со мной», «Вкус граната», «Тридцатилетние» и многих других. Сольные концерты актрисы успешно проходят в Санкт-Петербурге, Москве и других городах России и Европы.
Что такое песня, даже ребенок объяснит без труда. Песен великое множество: и по жанру, и по форме, и по манере исполнения. У каждой песни есть свое рождение, своя судьба. Алена Биккулова – певица, композитор, актриса театра и кино, поделилась с нами тем, как музыка и песня повлияли на выбор ее творческого пути.
LL: Алена, расскажите, как вы стали петь?
Алена Биккулова: Услышала в детстве голос Робертино Лоретти, и в моем сознании мир перевернулся. Я решила, что обязательно буду петь так же красиво! (улыбается) Стала брать уроки фортепиано, пения. Выступления начались в восемь лет, в четырнадцать лет пела в церковном хоре, а потом прошла отбор в детский хор радио и телевидения «Радуга» под руководством Марины Ланды, где состоялось мое знакомство с телевидением.
LL: И поступили в Театральную академию…
А.Б.: Да, это был вполне осознанный шаг. Я не столько хотела стать актрисой, сколько научиться правильно петь, чтобы уметь рассказать историю в песне. В академии первые года три я сидела и боялась: только бы меня не позвали, только бы не попросили что-то сыграть. Боялась оттого, что не умела сделать идеально. А как правильно – еще не знала. У моих сокурсников смелость была: не получилось сразу, ну и что, главное, что они были свободны. А у меня обратный процесс шел. Изнутри. Потом я, конечно, преодолела этот страх. Сейчас я себе доверяю и знаю, что делаю именно то, что хочу донести до зрителя.
LL: Алена, вы исполняете романсы, песни собственного сочинения, народные, песни советских композиторов, французские шлягеры Эдит Пиаф, Мирей Матье, Шарля Азнавура и многие другие. Как определился ваш репертуар?
А.Б.: Педагоги помогли. Поначалу я не очень их понимала, хотелось быть модной девчонкой, а потом научилась доверять советам учителей.
LL: Сомневаться не приходилось?
А.Б.: На четвертом курсе я пошла на отборочный тур первой «Фабрики звезд» – тогда еще никто не знал, что это такое. Мне сказали, что подхожу: и голос, и пластика, и театральная академия. Я отказалась ехать на финал, поскольку была задействована в дипломном спектакле, где пела и играла на арфе, кроме меня никто бы за арфу не сел. Позже на третьего «Народного артиста» прошла два тура и очень понравилась музыкальному руководителю проекта. Оставалось приехать в Москву. Как сейчас помню дату: 10 марта. Именно в этот день был назначен второй тур участников конкурса «Весна романса», к которому я очень долго готовилась. Я предпочла «Весну» и Питер. Задумываюсь иногда, что бы было, если бы я тогда выбрала другой проект? (улыбается)
LL: При поступлении имена преподавателей для вас имели значение?
А.Б.: Я хотела попасть именно к Галине Андреевне Барышевой. И очень благодарна ей за ту актерскую школу, которую она нам дала, пожалуй, одну из самых сильных в Театральной академии. В академии в нас заложили огромный духовный пласт. Олег Погудин сыграл в этом значительную роль. Например, перед тем как мы ставили Достоевского, он дал нам задание прочесть Евангелие.
LL: Евангелие как-то повлияло на вас?
А.Б.: В тот момент я серьезно не осознала прочитанное. А сейчас уже могу сказать, что это было действие, которое постепенно стало во мне животворить. Изнутри.
Помню, мне было очень тяжело играть Аглаю. Она же гордячка, недаром Достоевский больше всех ее и наказал. Вот я «выковыривала», выискивала в себе гордость и думала: «Как хорошо, что не Настасья Филипповна мне досталась!». Я отказываюсь от тех ролей, которые противоречат моему мироощущению. В театре, на мой взгляд, «разматывается» душа. Если сегодня человек играет Настасью Филипповну, завтра Белоснежку, послезавтра грибочек, а потом кого-то еще, это опасно. Последствия: внутренняя разболтанность, иногда даже истеричность и потеря внутреннего гармоничного состояния души. Это мое мнение, конечно. Есть артисты, у которых получается и вжиться в роль, и сохранить себя. Я думаю, это какой-то особенный талант.
LL: Алена, вы часто говорите, что основное ваше призвание – это музыка. Сами пишете, поете. Несколько слов о том, что такое призвание и что вдохновляет вас?
А.Б.: Призвание есть у каждого человека. Наша жизнь – это наш путь к самому себе. Творчество – это самый лучший способ обрести себя. Когда я пишу музыку, я ощущаю благодать и радость. И это невозможно объяснить! Могу сказать, что мои песни – это мой разговор с Богом.
LL: Ваша любимая песня?
А.Б.: «Я свяжу тебе жизнь» на слова Валентины Беляевой. Я прочитала стихи, нашла автора, попросила сделать еще один куплет – его не хватало. И так родилась песня!
LL: Ваши пожелания читателям:
А.Б.: Пробовать себя. Пробовать все, что хочется сделать и ничего не бояться. Доверять себе, слушать себя, не изменять себе. И еще. Евангелие говорит так: «Возлюби ближнего, как самого себя». Звучит просто, а вот попробуй же…
Беседовала Людмила Исакова