В репертуаре Алёны Биккуловой народные песни и романсы, композиции из репертуара Анны Герман, Валентины Толкуновой и Эдит Пиаф. Пишет стихи и музыку Алёна и сама. Она использует косметику по-минимуму и выступает в длинных нарядных платьях. Не отказывается участвовать в благотворительных концертах и выступать для больных детей. Как и всем артистам, ей хочется быть успешной… оставаясь при этом хорошей.
Совершенство в нюансах
Вы учились в Театральном. Сложно было поступить на бюджетное отделение?
— Сама не знаю, как это у меня получилось. Меня отговаривали туда поступать. Пришла — смотрю, все всё знают, большинство занималось в театральных студиях. А я только в пении ощущала себя свободной. Сразу, на первом туре, я рассказала, что пишу песни. Галина Андреевна Барышева, наш мастер, сказала, чтобы я принесла их на второй тур. И я пришла с магнитофончиком, с кассеткой с аранжировками, которые в то время сама писала на компьютере. Поставила длинную запись на четыре минуты и стала петь и танцевать. Комиссия все это время перешептывалась. Но когда я села, поняла, что все сделала правильно.
Не разочаровались, когда началась учеба?
— Я попала на свое место и в свое время. Хоть было и сложно. У нас был очень строгий мастер. Первые три курса мы просто всего боялись. Но кто-то перешагнул через свой страх и за этим страхом открыл что-то новое. У мастера были свои любимчики, но в жизни это мало помогает. А вот с моим характером поработали. Я пробовала всё новое, старалась, чтобы и у меня получалась настоящая актерская игра. И на последних курсах мне дали главную роль — Аглаи Епанчиной в спектакле «Идиот».
Годы театрального института оказались очень ценными для меня. Это годы духовного раскрытия. Считаю, что вообще всем людям было бы полезно поучиться в театральном.
А мастер не давила на Вас? Все-таки в такой среде часто педагоги ждут, что студенты будут думать, чувствовать, говорить, как они.
— Конечно, мы чуть-чуть ее копировали. Но, мне кажется, это не страшно, потому что все равно каждый делает это по-своему. К примеру, сейчас к своему творчеству я отношусь, как к продолжению традиций. Я не стану петь песни Эдит Пиаф высоким академическим вокалом. Я пою в ее манере, но все равно получается абсолютно по-другому. Это же все равно «моя история». Понимаете, если не любишь — то и копировать не будешь. Есть мастера, которых я не люблю. Мне, например, не нравится, когда режиссеры, подражая европейскому театру, пытаются какую-то грязь вытащить на сцену. Нас учили совсем другому. Нам говорили, что сцена — это прекрасное. Безупречное. И сейчас, когда я выступаю, для меня важны все мелочи. Чтобы и сцена была хорошо оформлена, и платье красиво, и прическа, и голос хорошо звучал, и были подробно продуманы программа и песни. Мне важны все нюансы безупречности. И это достигает цели — потом, после концертов мне пишут молодые ребята: «Наконец-то я увидел, как выглядит настоящая женщина. Как к ней надо относиться, какой она может быть красивой и недоступной». Это же здорово, когда в тебе видят такой идеально женственный образ. Мне кажется, сегодня популярен искаженный образ испорченной женщины. Образ глянцевых журналов. Красивая соблазнительная конфетка. Но души там нет.
«Мне, в принципе, везет»
Вы в свое время живете?
— Я не думаю об этом. Раньше думала. А потом поняла, что это бессмысленно. Я родилась в этом месте и в это время. Да, возможно, я кому-то кажусь не очень современной. Технически мне очень легко уйти глубже в поп-музыку, стать такой, как большинство. И я стану гораздо востребованнее. Но я сама этого пути всегда сторонилась. Мне правда нравится петь те песни, которые я пою. И много людей, которых я уважаю, поддерживают меня: делай спокойно свое дело и не переживай. Думаю, что в какой-то момент то, что я делаю, станет актуальным. Это и сейчас актуально! Просто не особо поддерживается телевидением. Да и на радио звучат другие песни. Но посмотрите, уже наступил тупик. Ну, куда дальше?
Но Вы работаете в шоу-бизнесе. И в этой сфере многое достигается «нужными людьми», которых можно встретить в «нужном месте». В общем, как говорят, надо «крутиться»…
— И все-таки я верю в чудеса. Иногда такие встречи случаются — просто так! Если ты искренне, бескорыстно горишь своим делом. Все от Бога. Вот Иоанн Кронштадтский, он что, жаждал богатства? И все-таки был богатым человеком. Да, сейчас такое время, что приходится думать и о деньгах тоже, и о самопродвижении. Но когда есть хорошая идея и вера, все приложится. Потому что, если мы идем со Христом, мы идем над водой. И все страсти будут бушевать где-то внизу и не касаться нас. Может, я наивно рассуждаю.
Но ведь Иоанн Кронштадтский всю жизнь посвятил Богу. Он же не артистом был.
— Да, но я же и песни все-таки какие пою! Не совсем для развлечения. А чтобы душа развернулась.
А у Вас были удивительные встречи?
— Да, были. Мне, в принципе, везет. Хотя, конечно, мне бы хотелось, чтобы мои песни чаще звучали в теле-эфирах. Тогда бы большая аудитория знала бы меня как певицу, а не только как актрису. Хотя, знаете, мне пишут добрые проникновенные письма со всех городов России и даже из-за рубежа, люди ищут и находят мои песни. Это очень приятно.
То есть Вы сами специально ничего не делаете для того, чтобы себя презентовать?
— Почему, конечно, делаю! Я и своим сайтом занимаюсь, и концерты мы снимаем, монтируем, и выкладываем записи на Youtube. Это огромная работа! Мы сегодня с гитаристом четыре часа репетировали, а завтра концерт, студия, деловые встречи. Я же не просто выхожу и пою. На это нужно много времени, сил, средств.
Когда я выпустилась из театрального института, как и все, наверное, года два ждала. Когда меня, такую талантливую и замечательную, увидят, заметят, пригласят. Но потом поняла, что ничего не произойдет, если я сама не начну шевелиться. И — начала. Сразу стали появляться люди, готовые помочь. Например, Олег Погудин помог организовать три моих первых сольных концерта. Потом я стала сама все организовывать. Это сейчас у меня прекрасная помощница Светлана. А тогда мои поклонники и поклонницы помогали. Кто-то транспортом, кто-то стоял с флаерами, кто-то приглашал на радиопередачи. Что самое приятное, с каждым годом таких помощников становится все больше. И я понимаю, что то, что я делаю, действительно нужно людям.
Вы помните свой первый концерт?
— Конечно, помню! До первого концерта в Александро-Невской Лавре я даже не думала, что смогу петь сольно. Под прикрытием «ожидания чего-то большого» просто боялась и сомневалась. Действительно ли я достойна? И вот… Хорошо, что мой первый концерт был отлично отрепетирован и для первой песни микрофон стоял на стойке. У меня тряслись коленки, я думала, умру от страха. Я пела романс «Звезды на небе» — на автомате, даже не понимая, о чем пою. А зал полный. Я закончила, и — такие теплые аплодисменты! Я себя такой счастливой почувствовала! И поняла, что это — мое. До сих пор есть поклонники, которые с того первого концерта ходят на все мои выступления.
Я первый раз побывала на Вашем выступлении во время благотворительного концерта фонда «АдВита». Вы часто работаете на таких проектах?
— В основном я работаю с «Большой медведицей». Это организация, которая занимается благотворительными концертами. Организовывают выступления для детей с ДЦП, для ребят из детских домов, для ветеранов. Показывают шоу с мыльными пузырями, приглашают фокусников, артистов, собирают подарки. Мы, естественно, бесплатно выступаем. Мне даже вручили приз, «медведя», в 2009 году — как активному участнику. В тот год в актерской номинации вместе со мной эту награду получил Михаил Боярский. Что бы ни говорили об артистической братии, среди нас много хороших людей. Тех, кто по-настоящему горит своей работой. И, конечно, когда меня просят (если в этот день я не занята), я не отказываюсь участвовать в благотворительных проектах. Даже не задумываюсь. Я часто ездила в 31 клиническую городскую больницу, на онкологичес-кое отделение. Пела там детские песни. Хочется подарить этим детям какую-то радость. Насколько возможно, поддержать их. Если Господь дал мне такую возможность, и я могу петь и радовать детишек, то я обязательно должна это делать.
Не тупик, а поворот
А какие у Вас отношения с кино? Есть фильмы или проекты, глядя на которые, хочется сказать: «Ну почему не я в нем участвую?»
— Нет, я так никогда не думаю. Я вообще принимаю с радостью все, что есть в моей жизни. И не умею завидовать. Зачем желать то, что уже состоялось и не будет твоим? Нужно делать свои, новые открытия. Я очень люблю наши старые советские фильмы, люблю зарубежное кино, а наше современное кино стало слишком упрощенным. Мы пытаемся подражать Западу, хотя у нас гораздо лучше получалось бы то, что нам близко. И это стоило бы намного дешевле, чем все самые немыслимые спецэффекты. Получается, что больше времени уделяют внешней красивости фильма, а игра актеров как бы уходит на второй план. В итоге я вижу актерскую игру и «белые нитки», которыми сшиты кадры фильма. А в западном кино я почти всегда вижу героев, а не актеров, играющих своих персонажей, а потому и плачу, и переживаю вместе с ними.
Но Вы снялись в нескольких фильмах, неужели у вас нет работ, которые Вам понравились?
— В каждом фильме, где я снималась, было много для меня интересного. Вот, например, телесериал «Дыши со мной». В каком-то форуме написали, что моя героиня — настоящий живой человек, приятно, когда это пишут случайные незнакомые люди. За отрицательные роли мне достается от моих поклонников (улыбается. — Прим. автора).
В 2009 году я снялась в художественном фильме «Конец главной дороги». Не знаю, выйдет этот фильм или нет. Там всего три актера — Илья Алексеев, Дмитрий Барковский и я. Мы сняли фильм за две недели. Продюсер Антон Коваленко, он же режиссер. Когда он начинал снимать, я очень ему не доверяла. Ну как, думаю, продюсер может снимать, не имея режиссерского образования? Он давал задачи, а у меня все внутри протестовало. Но он так твердо настаивал на своем. И вот, в итоге он сделал классное кино! Ведь он продюсер, и он просто мыслил итоговым продуктом, он точно видел, что хочет в результате, видел точную картинку. И получилось ярко, оправданно, со смыслом. Я очень хочу, чтобы фильм вышел. Мне кажется, у меня там достойная работа, очень многогранная роль.
Какое событие за последнее время Вас потрясло?
— Наверное, это будет не совсем ответ на ваш вопрос, но все-таки… Летом я ездила на гастроли в Болгарию и на Мальту. А потом восемь дней на Мальте отдыхала. И так обо мне там заботились! Везде возили, все показывали. И я поняла, как давно я не отдыхала! И посмотрела на свою жизнь другими глазами. Мы все куда-то спешим. А нужно ли это? Мы все угнетены какими-то своими целями. Живем в болезни о том, что не имеем того-то и того-то, и всеми силами стараемся этого достичь. Но если ты постоянно в суете, то постепенно растрачиваешь себя. И, наверное, загоняешь себя в тупик. У меня, конечно, не по четыре концерта в день, но все равно иногда я так устаю! Нужно все-таки сохранять себя в спокойствии. И не терять ориентиров. Я интуитивно понимала это и раньше. Но этим летом увидела людей, которые живут, не торопясь, и получают удовольствие от жизни. Свободные, легкие. И даже со сцены ты это чувствуешь. Вот такое у меня было летнее не то что потрясение, но все-таки маленькое открытие… Глоток свежего воздуха перед, надеюсь, новыми открытиями, поворотами, переменами!
Журнал: № 12 (декабрь) 2012
Фотограф: Станислав Марченко
Интервьюер: Екатерина Воронова
Опубликовано: 17 декабря 2012