Телезрителям постсоветского пространства актриса Алёна Биккулова хорошо известна по ролям в таких проектах, как «Бандитский Петербург», «Татьянин день», «Дыши со мной», «Вкус граната» и других. Однако для самой Алёны актёрская составляющая её творчества не является главной: приоритет отдаётся музыке.
Ведь Биккулова является одной из самых популярных в Санкт-Петербурге вокальных исполнительниц самых разнообразных песен, от русских народных до композиций из кинофильмов.
В вашей биографии говорится, что в юности Вы пели в церковном хоре – это было осознанное решение, самостоятельное, или просто так сложилось?
Меня крестили в православной церкви ещё в детстве. Но, когда я училась в школе, сложилось так, что моя мама ходила в финскую лютеранскую церковь Святой Марии на Большой Конюшенной. Ей нравилось, как там поют, и она позвала меня попробоваться к ним в церковный хор, меня сразу приняли, и я пела там, пока училась в одиннадцатом классе. Когда я поступала в театральный институт, перед каждым туром я заходила в Спасо-Преображенский собор, в котором меня крестили, и ставила свечку, так хотела поступить. И я поступила. Ещё тогда православная церковь стала моим другом. Сегодня, когда я подпеваю на Литургии и молебнах в храме, многие думают, что я пою на клиросе. Но, увы, пока на это не хватает времени.
О детях, которые рано начинают заниматься музыкой, зачастую ходят истории, как они занимались едва ли не из-под палки. В Вашем случае как было?
Я очень благодарна маме за мою жизнь, за то, что она сложилась именно так. Когда мама хотела отдать меня в училище имени А. Я. Вагановой, я сказала, что не смогу жить там целую неделю без мамы. И она не стала отдавать меня туда. А потом всё, что было связано с музыкой, было моим осознанным выбором и интересом. Я нашла кружок по пению, потом пела в разных хорах, в том числе в детском хоре радио и телевидения «Радуга» под руководством Марины Ланды. Творческая жизнь кипела с самого детства. Мама нашла мне частного педагога по фортепиано. Я прозанималась всего два года, потом пение как-то вытеснило всё остальное. Я даже не знаю, хорошо это или плохо, что я не училась в музыкальной школе. Я пишу музыку к своим песням, возможно, что отсутствие каких-то формул в моей голове помогает мне быть в этом деле самобытной.
Каков должен быть идеальный день Алёны Биккуловой?
Самое главное, чтобы каждый день был как последний – он не должен пройти зря, в нём не должно быть места для лени, хотя иногда можно и отдохнуть. Я стремлюсь к тому, чтобы моя жизнь была посвящена добру, любви и делам милосердия, очень хочется чувствовать себя на одной волне с любящими людьми. Поэтому в те дни, когда у меня проходят сольные концерты, я особенно ощущаю ценность и красоту жизни. Была бы у меня такая возможность, я бы с радостью пела такие концерты каждый день.
У Вас сложился творческий дуэт с Вашей мамой – она пишет стихи, вы пишете музыку, из этого симбиоза получаются песни. Такой творческий союз – редкость. Вы настолько хорошо понимаете друг друга? И насколько тяжело или легко двум близким людям находиться ещё и в столь тесном творческом соприкосновении?
Далеко не на все мамины стихи я пишу песни. Когда мама старается написать о моей жизни, тогда стихи получаются в точку, и я достаточно быстро подбираю к ним музыку. Иногда мама пишет стихи, которые скорее выражают её отношение к жизни, а не моё. Это нормально, мы разные люди. Но мы друг друга понимаем. И чаще я всё же прошу маму написать стихи на интересующую меня тему, и она с радостью это делает.
Обычно актрисам, имеющим вокальные дарования, сложно ответить, кем они себя считают в большей мере – актрисами или певицами. Но есть хороший тест: что первым приходит на ум в ответ на вопрос, то человек и считает для себя главным. Вам что первым на ум приходит? Чему приоритет отдаётся?
На этот вопрос я всегда отвечаю так – я артистка. Хотя, когда меня спрашивают, почему я решила стать актрисой, то признаюсь – я никогда не хотела ею быть. Я всегда хотела быть именно поющей артисткой. Поэтому мой выбор был в пользу театральной академии, а не консерватории. Для меня было главным научиться подавать песню. Мне очень нравилось, как это делали Андрей Миронов и молодая Алла Пугачёва. На сегодняшний день я стараюсь быть в музыке независимой и не стремлюсь быть «в формате», для меня главное – песня и её суть. Всё, что я делаю в музыке, я придумываю и выбираю сама. А что касается кино, то это слишком зависимая профессия. Сегодня есть, завтра нет, поэтому для меня она не является основной.
Вы исполняете композиции самых различных направлений. У вас настолько широкий круг интересов? Вам любопытно попробовать как можно больше?
Да, мне нравится всё, что говорит о человеческой жизни, о любви, прекрасном. Выбор репертуара складывается так, чтобы можно было выразить всю многогранность и красоту нашей жизни. И ещё мне хочется создавать моменты озарения, просветления и счастья для тех, кто пришёл меня послушать. Это определяет и мой выбор песен к концертам. В каждом новом выступлении мне хочется сделать что-то особенное.
Актёры и певцы часто говорят о том энергетическом контакте, обмене со зрительным залом, который происходит на сцене. Но Вы больше получаете от зрителей или больше им отдаёте?
Чем больше отдаёшь, тем больше получаешь. У меня недавно был творческий вечер, я была еле живая. Думала, усну пока доеду до зала. А во время вечера, я так вдохновилась, что не заметила, как пропела три часа. Для меня мой зритель – это как розетка для электроприбора.
Какой вопрос Вам чаще всего задают поклонники вашего музыкального таланта?
«Почему Ваши концерты не показывают по телевидению?», «Почему Ваши концерты нельзя скачать в Интернете?» – это наиболее часто задаваемые вопросы. На телестудию я хожу, только когда меня приглашают на передачи, а какую-то организационную работу в этом направлении мне вести некогда – мне кажется, они сами могут обратиться ко мне. Сама я телевизор смотрю очень редко, а зрители часто жалуются мне в форумах на качество передач. А в Интернете нет концертов, потому что там нет той особой связи с залом, которая подпитывает и меня. И кто там услышит эту необыкновенную тишину, когда зал замирает, и никто даже не шевельнётся. Мне кажется, именно на концерте создаётся та особенная связь с залом, которая приподнимает зрителя над его обычной жизнью и помогает забыть о неприятностях.
Вы достаточно много снимаетесь, но при этом это практически всегда – сериальные роли, которые просто некогда делать глубокими. Что бы Вы хотели сыграть в «большом кино», там, где есть возможность сделать роль более личной?
Я не совсем с Вами соглашусь. В сериале как раз есть возможность за счёт количества сцен раскрыть свой персонаж многосторонне, не хуже, чем в широкоформатном фильме. Я, конечно, не имею в виду двухсотсерийные сериалы, когда от любого, даже самого интересного, персонажа зритель просто устанет. А мне, конечно, очень хотелось бы сыграть какую-то очень сильную драматическую героиню. Я не загадываю конкретных персонажей, всё само сложится, с Божией помощью. Знаете, недавно общественное благотворительное движение «Большая Медведица» организовало поездку для артистов в Александро-Свирский монастырь, который я очень люблю, там необычайная благодать. В поездке я познакомилась с режиссёром Виктором Бутурлиным. Когда он узнал, что я актриса, внимательно посмотрел на меня и сказал: «Да, Вам бы монашку сыграть». Я была бы счастлива, хотя это, конечно, непросто. Но если бы материал был бы интересным и таким, который мог бы дать людям что-то очень ценное, я бы с радостью дерзнула сыграть такую роль.
Расскажите о проекте «Конец главной дороги»: что он из себя представлял, какова была Ваша роль, почему не был закончен?
Очень хороший фильм получился, я даже не ожидала. Снимал его продюсер и режиссёр Антон Коваленко. Не имея режиссёрского образования, он снимал как продюсер, представляя уже финальную картинку. Поэтому не было режиссёрских фантазий на тему: «А может вот так попробовать, или нет, лучше давайте так». Всё было чётко и по делу. Фильм получился цельный и сильный по актёрским работам. В фильме всего три героя, помимо меня ещё там играют Илья Алексеев и Сергей Барковский. Современная история о том, что же в действительности ценно в этой жизни. Не буду раскрывать сюжета, потому что, по моим данным, фильм всё же скоро выйдет на экран.
Скажите, в Вашей творческой жизни сейчас есть театр, или пока не до него?
Пока на него не хватает времени. Но предложения поступают, и, вполне возможно, что в скором времени я буду играть в какой-нибудь хорошей антрепризе.
Вы говорите, что хотели бы сыграть роль монашки, приводя это как пример сильной драматической героини. Но ведь именно по-актёрски в монахине довольно трудно найти драматизм, который был бы очевиден для зрителя…
Действительно, в такой роли, возможно, трудно будет передать драматизм, который был бы очевиден для зрителя. Но достаточно вспомнить фильмы моих любимых режиссёров Андрея Тарковского и Андрея Звягинцева. Многие персонажи их картин на первый взгляд могут показаться спокойными, иногда даже бездейственными. Но внутренний драматизм этих героев очевиден благодаря игре талантливых актеров и замыслу великих режиссёров. Именно там, где, казалось бы, и играть нечего, раскрывается настоящий талант.
Каким должно быть сериальное предложение, чтобы Вы согласились сниматься без долгих раздумий?
Хороший сценарий, хороший режиссёр, никакого намёка на пошлость в материале, хорошие артисты – партнёры. И главное – то, ради чего снимается это кино. Если нет высокой идеи, то не стоит тратить на такую работу время.
У актёров профессиональные приоритеты отнюдь не всегда совпадают с приоритетами жизненными. Скажите, если можно, каковы ваши жизненные и профессиональные приоритеты и насколько они пересекаются?
Мне кажется, что у меня впереди всего стоит стремление к Любви. Я имею в виду Любовь всеобъемлющую. Всем сердцем я хочу познать её через тех людей, которые рядом со мной, через моё творчество, которому на сегодняшний день я отдаю всю свою жизнь. И, конечно, через молитву.
Беседовал Александр Бабицкий